?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

От жизненной позиции родителей напрямую зависит самочувствие ребенка с инвалидностью. В данной статье попытаемся разобрать вызовы, с которыми сталкиваются родители особого ребенка, попытаемся увидеть проблемы, возникающие с нашими чувствами и способы совладения с ситуацией.

Сначала рассмотрим вызовы, стоящие перед родителями. Известно, что семья с ребенком-инвалидом проходит целый ряд кризисов.

1.      Первый кризис случается, когда родители узнают, что их ребенка инвалидность.

2.      Со вторым кризисом можно столкнуться с достижением ребенком с инвалидностью школьного возраста, когда выясняется, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной или даже во вспомогательной школе.

3.      Третий кризис совпадает с подростковым психофизиологическим и психоэмоциональным кризисом ребенка. На данном этапе ребенок начинает осознавать свою инвалидность. К кризису ребенка добавляется кризис «середины жизни» родителей.

4.      Четвертый кризисный период – планирование дальнейшей жизни юноши: получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Это важнейший этап развития ребенка с инвалидностью и кризис переживается наиболее остро.

5.      Пятый кризисный период – взрослая жизнь члена семьи с инвалидностью, когда родители уже начинают задумываться, что будет с ребенком, когда их не станет.

Заметим также тот феномен, что на вербальном уровне родители особых детей принимают их и любят, но на эмоциональном уровне их чувства нейтральные или даже негативные. Это противоречие рождает внутренний конфликт на борьбу с которым уходят внутренние ресурсы

В любой из перечисленный кризисных периодов благоприятно повлияет на ситуацию рефлексия родителей на тему поведенческих ресурсов, которые есть в семье для преодоления кризиса. Чтобы помочь в этом, опишем сначала неэффективные стратегии и слабые места в поведении родителей, имеющих дело с инвалидностью ребенка.

Вы столкнулись с проблемой дезадаптации, если:

-                    Вы чувствуете общую неудовлетворенность жизнью в профессиональном личностном и эмоциональном плане. Вас одолевает чувство вины за совершенные ошибки (и думаете, что за них приходится расплачиваться), Вы замыкаетесь в своих проблемах, чувствуете, что упустили многое в жизни, что Вам жизнь несет больше разочарований, чем большинству людей с которыми Вы знакомы, Вы устали от жизни.

-                    Вы пассивны, не планируете события собственной жизни, у вас снижено целеполагание, Вы испытываете трудность в нахождении смысла происходящих с Вами событий, ощущаете, что жизнь проходит мимо, не верите, что Ваше активное включение в преодоление трудностей может оказывать влияние на ход жизненных событий.

-                    У Вас развился «комплекс жертвы», выражающийся в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности, снижении самооценки, и «комплекс отверженности», для которого характерна социальная индифферентность, отгороженность, отчуждение, привычка рассчитывать только на себя. И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается с внешним локусом контроля – экстернальностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами ( не «я делаю», а «со мной происходит», так уж сложились обстоятельства», «от судьбы не уйдешь»).

-                    У Вас отсутствует мотивация работать над собой, получать новую информацию о состоянии ребенка и об эффективных способах взаимодействия с ним на благо его психического и физического здоровья, Вы не ищите новые способы эффективного общения с ребенком.

-                    Вы не в состоянии принять ребенка таким, какой он есть, и себя как родителя ребенка с инвалидностью.

-                    Вы эмоционально отстранились от ребенка, что принимает форму либо излишней строгости и требовательности, либо полной свободы и бесконтрольности. Или же, наоборот, у Вас слишком сильны симбиотические связи с ребенком, присутствует излишняя самоотдача, концентрация на ребенке.

-                    Вы перекладываете ответственность за состояние ребенка на специалистов: педагогов, дефектологов, врачей и т.д.

-                    Участились конфликты в семье.

 

Вы не первые и Вы не последние, кто столкнулся с этими трудностями. Обратите внимание на то, что помогает семье выйти из кризиса.

 

Адаптивные стратегии или что помогает в жизни.

-                    Ценить возможность выбора: воспринимать происходящие изменения как результат собственного выбора.

-                    Принятие и безусловная любовь к ребенку с инвалидностью и себе как родителю ребенка с инвалидностью. Речь идет о любви к человеку, просто потому, что он есть.

-                    Ценность жизни и включенность в жизнь – эмоционально позитивное вовлечение в жизнь семьи и общества.

-                    Открытость новому опыту: принятие позитивных и негативных сторон жизни, открытость новому опыту, дающему возможности для жизненного развития.

-                    Постоянно самосовершенствоваться: расширять границы своих знаний, умений, навыков. Цели – научиться адекватному поведению с ребенком с инвалидностью, выстроить с ним позитивные отношения, принять участие в развитии ребенка, прийти к адекватной оценке его возможностей, быть реалистом, но верить в силы и способности ребенка, его самоопределение в жизни.

-                    Готовность действовать: активно участвовать в планировании собственной жизни, умение решать проблемы с использованием имеющихся способностей и развития новых, получать удовольствие от деятельности, проявлять инициативу, пускать в свою жизнь разумный риск.

-                    Гибкость: реагировать на изменение ситуации, извлекать знания и опыт из происходящих событий.

 

Помните, что благополучие родителей является основой благополучия ребенка, а желание и умение создавать в семье развивающую среду – определяющий фактор развития ребенка. Желаем Вам сил и терпения, и большую награду счастьем в Вашей семье.


 


Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
liybava58
17 дек, 2011 19:51 (UTC)
Как нам все это понятно. Но как справиться с проблемой, увы, не знаем.
disability2011
18 дек, 2011 13:09 (UTC)
Говорить не делать.
Спасибо,что написали! Конечно, говорить не делать. Но если Вы повнимательнее посмотрите на последние 7 пунктов и попробуете посмотреть на ситуацию с позиции тех ресурсов, котороые у Вас уже есть, возможно вы увидите новый выход. Можете написать о своей проблеме, поищем выход вместе.
liybava58
26 дек, 2011 15:14 (UTC)
Спасибо за ответ. Признаться, не ожидала. В семи пунктах сказано верно, хотя, думаю, не все понятно. Да, говорить не делать. Рассмотрим все семь пунктов, как они воспринимаются.

1. Ценить возможность выбора: воспринимать происходящие изменения как результат собственного выбора.

Как понять это? О каком выборе может быть речь, если приходится жить и действтовать в соответствии с обстоятельствамиЮ часто далеко не лучшими?

2.Принятие и безусловная любовь к ребенку с инвалидностью и себе как родителю ребенка с инвалидностью. Речь идет о любви к человеку, просто потому, что он есть.

Со вторым пунктом все понятно. Кто же может любить своего ребенка и принимать таким, каков он есть, как не родители?

3. Ценность жизни и включенность в жизнь – эмоционально позитивное вовлечение в жизнь семьи и общества.

Понимаю. что жизньт моего внука не может быть полноценной, но не представляю себе его потери, особенно теперь, когда он лежит в больнице в очень тяжелом состоянии. Вторая половина седьмого пункта, как ее понять? Позитивное вовлечение больного ребенка в жизнь семьи и общества? Каким образом? Или участие родителей в жизни общества?

4. Открытость новому опыту: принятие позитивных и негативных сторон жизни, открытость новому опыту, дающему возможности для жизненного развития.

Иначе говоря, - на ошибках учимся? В лечении ребенка, видимо, пока одни ошибки. А время идет, мальчик становится старше, как же найти правильный путь лечения, если он до него, кроме родителей, никому и дела нет?

5. Постоянно самосовершенствоваться: расширять границы своих знаний, умений, навыков. Цели – научиться адекватному поведению с ребенком с инвалидностью, выстроить с ним позитивные отношения, принять участие в развитии ребенка, прийти к адекватной оценке его возможностей, быть реалистом, но верить в силы и способности ребенка, его самоопределение в жизни.

Вот этого у молодых родителей, Слава Богу, не отнимешь. И сын, и невестка, постоянно учатся. Невестка поступила заочно учиться на детского психолога. Но в силы и способности своего сына с каждым днем мы все меньше верим, т.к. мальчик не может даже обслуживать себя, и с каждым годом он не приобретает навыки, а все больше теряет. Прежде он пел, читал стихи наизусть, а теперь даже говорить перстал.

6. Готовность действовать: активно участвовать в планировании собственной жизни, умение решать проблемы с использованием имеющихся способностей и развития новых, получать удовольствие от деятельности, проявлять инициативу, пускать в свою жизнь разумный риск.

Это вполне понятно. И сын и невестка стараются справляться со своими проблемами, не разучились мечтать, несмотря на трудности жизни.

7. Гибкость: реагировать на изменение ситуации, извлекать знания и опыт из происходящих событий.

С этим очень нелегко, но молодые родители стараются.

В следующем комментарии расскажу о непростой судьбе нашей семьи. Меня, как бабушку, волнует проблема внука. Нет больше мечты для меня, как поставить на ножки нашего мальчика.
disability2011
27 дек, 2011 13:49 (UTC)
Вам спасибо за внимание к моей записи. Хотя сразу признаюсь, я не психолог, а социолог, и эта статья - плод изучения соответствующей литературы и личного опыта работы с родителями детей инвалидов в качестве социального работника. Дам Вам полезную ссылку http://www.psy-rehab.ru/online/spec.php Тут еще материалы по поводу отношения к ребенку с инвалидностью. Моя задача поддержать родителей. Однако с учетом всего написанного берусь дать краткий комментарий по 7 пунктам.
1. Вы, как я понимаю, бабушка. Что вы выбираете? Это Вы выбрали в современном полярном мире сторону любви к детям, ко внуку, Вы выбрали активно им помогать. Вы так воспитали детей, что они (страшные слова) не отказались от ребенка с инвалидностью. Вы мечтаете о его здоровье, Вы любящая бабушка, Вы делаете доброе дело, осознайте это и у Вас прибавится сил. Вы выбираете то, что должно (в самом высоком смысле этого слова), и Вы идете, несмотря ни на что. Будут ли результаты - Бог даст. Но в вашем пути уже есть благодать, так как он посвящен любви к ближнему, такому, каков он есть.
3. Вы уже эмоционально включены в жизнь, раз Вы выходите в Интернет, обсуждаете свои проблемы с такими же как вы родителями. Мне сложно представить состояние Вашего внука, но он тоже по мере своих сил должен быть включен в жизнь семьи, сообщества. Как идея: организовать в больнице что-то веселое не только для Вашего внука, но и для какого-то количества детей, с кем он общается. И кто знает, может он снова что-то скажет. В жизнь семьи и сообщества должны быть включены как родители, так и ребенок. Важно преодолеть изоляцию, которую навязывает заболевание. Кто ищет, тот всегда найдет.
4. Возможно Вам стоит посмотреть на ситуацию выбора не пути лечения, а выбора жизненного пути ребенка. Да, он болен. Вероятно, у него не будет возможности достичь того, что может здоровый человек, но он в состоянии пройти свой путь. С преодолением, с мечтой. Вы можете аккуратно направить его туда, где он найдет свое место в жизни. Подумайте, как он может быть счастливым и помогите ему в этом. Я видела фотографии людей с инвалидностью с лицами, счастливее, чем у многих здоровых. Подключите к процессу поиска как можно больгшее количество близких людей и самого ребенка. Может вместе вы придумаете план действий.
Желаю Вам сил и терпения, жду Вашей истории.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

0ni_deti_ru
0ni_deti_ru
Мультипотоковая RSS-трансляция и продвижение - портал "Форум друзей"


Рекомендованые сообщества:

add_to_friends

ob4estvo_slepyh

agro_ru
Разработано LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser